Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В различные периоды развития, человече-ство всегда сопровождали войны и различные конфликты, даже в настоящее время вооружённые столкновения имеют место быть. Вводимые международные запреты на агрессивные столкновения между странами, в некоторых случаях не при¬нимаются во внимание определёнными государствами.
В условиях опасности существования вооружённого конфликта, ос¬новным на-правлением юридической науки является разработка единых ме¬тодов, основных на-чал правового регулирования деятельности военных учреждений страны. Работа в данном направлении необходима, прежде всего, для целей перестройки государст-венного устройства в наиболее вы¬годное положение для военного времени или иной чрезвычайной ситуа¬ции. Необходимо принять все меры по защите Российской Фе-дерации от негативных воздействий сторонних сил противника. Основой законов, действующих в чрезвычайный период, являются нормативные акты, при¬нимаемые в мирное время, применение такие законы находят именно при возникновении чрез-вычайной ситуации или при угрозе её введения.
Поводы для анализа военного законодательства различны, среди них можно выделить, например, то, что в период чрезвычайных или военных ситуаций общест-венные отношения государства претерпевают значитель¬ные изменения, это выража-ется в затруднительной работе управленческого механизма государства, в возникно-вении трудностей с материальным и духовным обеспечением населения, в уничто-жении обыденных обще¬ственных связей и ряде других не мало важных факторах.
Чтобы противостоять негативным проявлениям в описываемый пе¬риод, необ-ходимо введение новых мер, так как обычные формы правового регулирования в та-кой ситуации недостаточны, именно поэтому, на период военного времени в госу-дарстве вводится режим военного положения. Та¬кой режим, как правило, больше ограничивает права и свободы граждан, однако расширяет круг полномочий органов управления. Вышеизложенное даёт право на создание чрезвычайного законодатель-ства на период военно¬го положения для обеспечения правопорядка в обществе и со-блюдения прав и свобод граждан во время войны.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие связи с пра-вовым режимом военного положения.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие правовой режим воен-ного положения.
Цель исследования – провести анализ правового режима военного положения.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие правового режима военного положения.
2. Выяснить особенности правового режима военного положения.
3. Определить основания введения режима военного положения.
4. Рассмотреть порядок прекращения режима военного положения.
5. Проанализировать положение граждан в условиях режима военного по-ложения.
Методологическую основу методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, метод системного анализа и некоторые другие.
Теоретическую основу курсовой работы составляют такие ученые как Бадаев Ю. В., Басова Ю. Ю., Василишин И. И., Евтушенко В. И., Конин Н. М., Маторина Е. И., Утяшов Э. К., Шпаковский Ю. Г. и других авторов.
Нормативную правовую базу курсовой работы составили Конституция Рос-сийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (далее ФКЗ «О военном положении») и другие нормативно-правовые акты.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заклю-чения и списка использованных источников.
1. Режим военного положения: общая характеристика
1.1 Понятие и сущность режима военного положения
В современной отечественной правовой науке продолжается полемика о том, какие именно правовые режимы следует отнести к чрезвычайным. Например, Шпа-ковский Ю. Г., Евтушенко В. И. выделяют три основных типа режимов, связанных с экстренной ситуацией, - чрезвычайное, военное и особое положение .
Наиболее интересна точка зрения Кулапова В.Л., который считает, что право-вой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в опре-деленном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное со-стояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удов-летворения интересов субъектов права .
Режим военного положения − это особый правовой режим, который вводится на территории Российской Федерации по указу президента с целью обеспечения безопасности конституционного строя, отражения угрозы или предотвращения ее наступления.
Таким образом, опираясь на доктрину, можно определить, что чрезвычайное правовое регулирование есть процесс воздействия государства на участников обще-ственных отношений с помощью специальных юридических средств и способов при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю и устранение которых невоз-можно без применения чрезвычайных мер, а также в случае агрессии либо непо-средственной угрозы агрессии против государства с целью устранения таких об-стоятельств обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты кон-ституционного строя государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» (Принята 14.12.1974 на 29–ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Международ-ное публичное право. Сборник документов. Т. 2.– М.: БЕК, 1996. С. 3 – 5.
2. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан–Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заклю-ченных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, – М., 1956, с. 14 – 47.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. 2020. 04 июля.
4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1–ФКЗ «О воен-ном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
5. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3–ФКЗ «О чрез-вычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197—Ф3 // СЗ РФ. 2002. № 1 [ч. I]. Ст. 3.
8. Уголовно—процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. за-кон от 18 дек. 2001 г. № 174—ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I) . Ст. 4921.
9. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10–ФЗ «О профессиональ-ных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
10. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242–1 «О праве граждан Российской Феде-рации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
Материалы практики
11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 января 2018 года № 1–П // СЗ РФ. 2018. № 6. Ст. 960.
12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 14–П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л. Н. Кондратьевой и А. Н. Мумолина» // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 4261.
Научная литература
13. Бадаев, Ю. В. Регламентация деятельности органов внутренних дел (по-лиции) в периоды мобилизации и действия военного положения в предписаниях за-конодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, меж-дународных документах / Ю. В. Бадаев // Вестник Московского университета МВД России . –2017. – № 5. – С. 221 – 224.
14. Басов, А. В. Содержание подготовительных мер в сфере обеспечения общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях: теоретический и правовой аспект / А. В. Басов // Евразийский юридический журнал. –2017. – № 11. – С. 328 – 330.
15. Бердычевский, В. С. Некоторые способы защиты трудовых прав и за-конных интересов работников по российскому законодательству / В.С. Бердычев-ский, Н.В. Бердычевская , С.В. Бердычевская // Интеллектуальные ресурсы – регио-нальному развитию. – Ростов–н/Дону, 2014. – № 1. – С. 118.
16. Конин, Н. М. Административное право : учебник для академического бакалавриата / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. –4–е изд., перераб. и доп., учеб. – М.: Юрайт, 2017. – 402 с.
17. Костюченков А. А. Характеристика правового положения военнослу-жащих, проходящих службу в пограничных органах Федеральной службы безопас-ности, дислоцирующихся на территории иностранного государства / А. А. Костю-ченков // Военно–юридический журнал. –2018. – № 8. – С. 19 – 22.
18. Мещеряков, А. Н. Полномочия высшего должностного лица субъ¬екта Российской Федерации в области обеспечения режима военного по¬ложения / А.Н. Мещеряков // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 3(33). – С. 30–36.
19. Овчаров О. А. Правовой статус военного духовенства в России и США: проблемы совершенствования правовой работы / О. А. Овчаров // Военно–юридический журнал. –2017. – № 3. – С. 18 – 23.
20. Подмарев, А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации / А.А. Подмарев // Известия Саратовского университета. Серия: Экономика. Управление. – Право. – 2018. – № 1. – С.76.
21. Попова Н. Ф. Административное право : учебник и практикум для при-кладного бакалавриата / Н. Ф. Попова. –3–е изд., испр. и доп., учеб. – М.: Юрайт, 2018. – 341 с.
22. Россинский Б. В. Исполнительная власть и государственное
управление / Б. В. Россинский // Lex Russica. –2018. – № 7. – С. 24 – 38.
23. Сильванович, В. Р. Правовое положение человека в условиях особых правовых режимов (военное положение, чрезвычайное положение) / В.Р. Сильвано-вич // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: Материалы IV Всерос-сийской научно–практической конференции c международным участием профес-сорско–преподавательского состава, аспирантов и магистров. – Симферополь, 2019. – С. 83.
24. Слышалов И. В. Планы действий органов внутренних дел при чрезвы-чайных обстоятельствах и их соотношение с планом «Перехват» / И. В. Слышалов // Научный вестник Омской академии МВД России. –2018. – № 2. – С. 29 – 33.
25. Смирнов И. Н. Ограничение прав и свобод человека в условиях
социальных чрезвычайных ситуаций в соответствии с конституционными положе-ниями российского права / И. Н. Смирнов // Актуальные проблемы юридической науки и практики : взгляд молодых ученых : сборник материалов. – М., 2017. – С. 77 – 81.
26. Толковый словарь С. И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 216.04.2021).
27. Утяшов Э. К. Режим военного положения и правовые обычаи / Э. К. Утяшов // Военно–юридический журнал. –2017. – № 3. – С. 6 – 10.
28. Хайек, Ф. А. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики / Ф.А. Хайек. – М., 2006. – – 270 с.
29. Чикунова, Е. В. Индивидуальный интерес и общее благо: проблема со-гласования / Е.В. Чикунова // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 8. – https:/ /cyberleninka.ru /article /n/individualnyy–interes–i–obschee– blago–problema–soglasovaniya (дата обращения: 29.04.2021).
30. Шатров А. Е. О некоторых вопросах правового регулирования оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти / А. Е. Шатров // Ад-министративное право и процесс. –2018. – № 4. – С. 83 – 87.
31. Шпаковский Ю. Г., Евтушенко В. И. Методологические основы право-вого регулирования перемещения (переселения) населения из пострадавших районов при чрезвычайных ситуациях: понятийно–категориальный аппарат / Ю. Г. Шпаковский, В. И. Евтушенко // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 5. – С. 214 – 220.
32. Яркеев А. В. Чрезвычайное положение как предельное состояние соци-ального бытия / А. В. Яркеев // Научный вестник Омской академии МВД России. –2018. – № 1. – С. 55 – 59.